Готовясь к вторжению России, НАТО планирует восстановить эффективность обороны Европы

(Youtube/скриншот)

В этом месяце на саммите НАТО в Вашингтоне обсуждали войну в Украине и приближающиеся президентские выборы в США, но вдали от публичной сцены военные планировщики альянса были сосредоточены на оценке огромных затрат на восстановление эффективности европейской обороны.

В прошлом году лидеры НАТО согласовали планы крупнейшей за последние три десятилетия модернизации оборонного потенциала на фоне растущих опасений по поводу российской агрессии. По словам одного из военных планировщиков, говорившего на условиях анонимности, за кулисами чиновники изучают минимальные требования к обороне для реализации этих планов, которые были разосланы национальным правительствам в последние недели.

Минимальные требования подробно описывают недостатки армий НАТО в ключевых областях, давая приблизительное представление о том, сколько миллиардов евро может стоить их устранение, сказал военный планировщик. НАТО намерена преобразовать эти требования в обязательные для выполнения правительствами стран цели по обеспечению обороны Европы к осени 2025 года, когда состоится очередная встреча министров обороны.

Агентство Reuters на условиях анонимности побеседовало с 12 военными и гражданскими чиновниками в Европе о секретных планах, и они рассказали о шести областях, которые альянс из 32 стран считает наиболее актуальными для решения.

К ним относятся нехватка средств ПВО и ракет дальнего радиуса действия, численность войск, боеприпасов, проблемы с логистикой и отсутствие безопасных цифровых коммуникаций на поле боя.

На саммите в Вашингтоне 9-11 июля некоторые европейские политики публично признали, что, независимо от того, кто победит в США на выборах в ноябре, континенту придется увеличить свои военные расходы.

«Мы должны признать, что для Америки, независимо от результатов президентских выборов, приоритет все больше будет смещаться в Индо-Тихоокеанский регион, так что европейские страны в НАТО должны делать больше тяжелой работы», — заявил министр обороны Великобритании Джон Хили в кулуарах саммита.

Отвечая на вопросы Reuters, официальный представитель НАТО сказал, что лидеры альянса согласились в Вашингтоне, что во многих случаях для устранения дефицита потребуются расходы, превышающие 2% ВВП. Он отметил, что 23 члена альянса в настоящее время соответствуют минимальному требованию в 2% или превышают его.

НАТО находится в состоянии наивысшей боевой готовности со времен холодной войны, а чиновники, включая министра обороны Германии Бориса Писториуса, предупреждают, что нападение России на ее границы может произойти в течение пяти лет.

В то время как российская экономика уже находится в состоянии боевой готовности, европейские правительства могут столкнуться с сопротивлением, если потребуют от налогоплательщиков больше денег на оборонные расходы, чтобы подготовиться к войне, которая многим кажется далекой перспективой, говорят аналитики.

Расходы и снижение помощи Украине

Согласно новым оборонным планам, Германии придется в четыре раза увеличить свою противовоздушную оборону (не только количество батарей Patriot, но и систем меньшей дальности) для защиты баз, портов и более чем 100 000 военнослужащих, которые, как ожидается, пересекут страну на пути к восточному флангу в случае серьезной напряженности или войны, сообщил Reuters один из источников в сфере безопасности.

Когда Германия была передовым государством НАТО во время холодной войны, у нее было 36 подразделений ПВО Patriot, и даже тогда она полагалась на поддержку союзников по НАТО. Сегодня немецкие войска насчитывают всего 9 единиц Patriot, после того как три из них были переданы Украине после российского вторжения в 2022 году.

Затраты будут значительными. Берлин только что заказал четыре установки Patriot стоимостью 1,35 миллиарда евро.

В знак того, что бюджетные проблемы уже давят на крупнейшую экономику Европы, Германия планирует вдвое сократить военную помощь Украине в 2025 году. Берлин надеется, что Украина сможет удовлетворить основную часть своих военных потребностей за счет кредитов в размере 50 миллиардов долларов из средств, полученных от замороженных российских активов, одобренных Группой семи, сообщает Reuters.

Проблемы логистики и кибератак

По словам высокопоставленного представителя НАТО, специалисты по планированию материально-технического обеспечения приступают к работе над тем, как доставить продовольствие, топливо и воду в войска по линии снабжения, а второй чиновник отметил, что необходимо организовать и обратный поток раненых и военнопленных.

Вместе с союзниками они разрабатывают карты в мельчайших деталях, чтобы убедиться, например, что мосты достаточно прочны, чтобы выдержать тяжелые военные грузы, сказал чиновник.

Другой источник, занимающийся военным планированием, набросал сценарий, по которому вражеские силы могут нацелиться на американскую авиабазу в Рамштайне на юго-западе Германии или на порты Северного моря, такие как Бремерхафен, через которые войска НАТО будут следовать в Польшу.

Европа не располагает достаточными железнодорожными мощностями для перевозки танков, а ширина колеи железных дорог в Германии и бывших советских прибалтийских республиках различна, что означает, что оружие и технику придется грузить на разные поезда.

Первый представитель НАТО по планированию сказал, что необходимо усилить киберзащиту для защиты от хакерских атак, которые могут повлиять на возможное развертывание войск, например, в Польше, что может заблокировать железнодорожные стрелки и остановить движение войск на восток.

Это делает необходимым быстрое принятие решений и надежный список тревожных сигналов, указывающих на неизбежное российское нападение.

Как сообщил агентству Reuters первый источник в НАТО, занимающийся планированием, в настоящее время в НАТО имеется двузначное число индикаторов раннего предупреждения о том, что может стать предвестником полномасштабного российского вторжения.

Европа должна быть готова «обнажить зубы» и перебросить боеспособные войска прямо к потенциальной линии фронта в ответ на российские военные передвижения, если это потребуется в качестве сдерживающего фактора, а также мгновенно принять бой, если напряженность перерастет в войну, сказал источник, занимающийся планированием.